Образ Изображался окружённый источниками вод, с рыбьим хвостом (подобно Олокуну и Дагону) и светильником. При раскопках возле его жертвенника найдено особо много рыбьих костей.
Имел эпитеты «хитроумный, многомудрый, совершенный разумом, Разум Обширный». Само имя Энки значит «Господин-Земля», «Владыка Низа».
Сотворил людей из глины чтобы избавить богов от работы по прокапыванию русел рек и гор при Сотворении мира. Предупредил Зиусудру (прототипа библейского Ноя) о насланном Эллилем Всемирном Потопе и убедил построить Ковчег.
«Энума элиш» описывает как Эа убил Апсу, супруга Тиамат. Из-за этого случилась война богов с Тиамат (праобраз мифа о титаномахии в греческой мифологии). Сын Эа Мардук разделал Тиамат на 3 части породив мир, и стал верховным богом Вавилона.
Позднее на этих легендах была основана «книга бытия» Библии, где имя Эа не указано. Возможно он же является змеем-искусителем при Древе Познания, противник грозного Яхве (Энлиля); а в греческих мифах вероятно Прометеем, наказанный Зевсом за учение людей наукам.
Космогонические представления, лежащие в основе шумеро-аккадской мифологии, различают небесный мир бога Ану, надземный мир Эллиля (Бела) и подземный, принадлежащий Эйя. Под землей находится царство мертвых. Главные представления шумеро-аккадских мифов, определяющие положение трех миров, впервые изложены у Диодора Сицилийского.
В мифах Эа действует как главное божество-демиург (творец мира, богов и людей), носитель культуры, божество плодородия, создатель человечества. Обычно в сказаниях подчёркивается его доброта, но также и хитрость, капризность. Он часто изображается пьяным. Несмотря на то, что он является олицетворением мудрости, богине Инанне удаётся его обхитрить (миф об Инанне и похищении т. н. «мэ» — кодекса социальных, этических, культурных, правовых и ритуальных законов, созданных богами).